Недавно принятые европейские санкции дали толчок для многочисленных дискуссий и самых неожиданных прогнозов. Многие вопросы возникают как у российских владельцев европейской недвижимости, так и потенциальных ее покупателей.
Чтобы разъяснить сложившуюся ситуацию, редакция сайта DOMnaMORE.ru обратилась к адвокату Парижской коллегии и признанному международному эксперту по правам собственности Ирине Сидоровой.
— Ирина Михайловна, могут ли, на ваш взгляд, санкции против РФ отразиться на собственности россиян во Франции или в чем-то ограничить их возможности по ее приобретению?
Давайте для начала уточним, о каких именно санкциях идет речь. Действительно, 31 июля 2014 года Совет Европы принял так называемый третий пакет санкций в отношении России, что выразилось в дополнении перечня ранее введенных санкций. Тогда были введены экономические санкции в отношении крупнейших российских банков с долей государственного участия свыше 50% и их дочерних организаций, запрещен импорт в Россию вооружений и товаров двойного назначения, а также их техническое обслуживание и финансирование сделок с такими товарами, импорт в Россию определенных товаров в ключевых сферах экономики (например, товаров, предназначенных для разработки глубоководных, шельфовых и арктических нефтяных месторождений).
Помимо того, дополнен список лиц, давайте условно назовем их лицами non grata, которые не смогут получить визу для въезда в страны Евросоюза, а активы, которыми они, возможно, располагают в странах Евросоюза, будут заморожены. Таким образом, санкции распространяются на 95 физических лица — граждан России и Украины, а также на 23 компании. Это, например, ОАО «Сбербанк России», крымский санаторий «Нижняя Ореанда», авиакомпания «Добролет» и некоторые образования, которые сложно отнести к существующим юридическим категориям: батальон «Восток», ДНР и ЛНР.
Эти санкции являются обязательными к применению во всех странах Евросоюза, в том числе и во Франции. Таким образом, до принятия иного решения на уровне Евросоюза, на собственность этих лиц, компаний и образований во Франции будет налагаться арест и запрет на какое-либо ими распоряжение.
Можно предположить, что при оформлении сделок по недвижимости французские нотариусы будут особо тщательно проверять личность их участников с целью выявления лиц non grata, в том числе проверять членов их семьи, место работы. Такую же проверку, скорее всего, будут выполнять и банки, принимающие или перечисляющие суммы за сделки.
За этим исключением, утверждать, что собственность россиян во Франции каким-либо образом может пострадать, или что россияне не смогут беспрепятственно приобретать недвижимость во Франции — пока беспочвенно.
Тем не менее, нельзя исключить возможность того, что некоторые владельцы недвижимости, которые могут столкнуться со сложностями, связанными с владением (например, арест имущества судом в связи с неуплатой текущих коммунальных расходов), неверно свяжут их с санкциями. Чтобы избежать такой ситуации, владельцам недвижимости следует быть особенно внимательными ко всем официальным письмам и требованиям, которые к ним поступают, и не оставлять их без ответа.
С большой долей вероятности также можно ожидать случаев возникновения возможного морального «дискомфорта» как у российских владельцев во Франции, так и у кандидатов на покупку, что является неизбежным последствием санкций.
— Какова сейчас атмосфера на «русском» рынке? Изменилось ли что-то в последнее время у вас в Париже и во Франции в целом?
За последние месяцы, во многом, по-видимому в связи с событиями на Украине, интерес россиян к приобретению недвижимости во Франции резко упал. Это особенно касается высокоэлитной недвижимости. Нельзя сказать, что число транзакций равно нулю, но оно сильно сократилось.
Вместе с тем, стоимость качественного, но не сверхэлитного, жилья в Париже и на Лазурном берегу — продолжает держаться на довольно высоком уровне, что также, скажем, не способствует покупательскому ажиотажу среди россиян. Наконец, многие российские граждане просто напуганы слухами о резком увеличении налогов на французскую недвижимость. И перспектива за свой собственный счет лишний раз обогатить французскую казну их как-то не очень радует и «аппетита на покупку» им отчего-то не прибавляет.
По всей видимости, сейчас наступил тот момент, когда потенциальным покупателям качественного и удачно расположенного жилья во Франции следует перейти в фазу ожидания. Вместе с тем, как раз в это время открываются хорошие возможности, чтобы получить довольно существенные скидки при покупке высокоэлитного жилья, в том числе, в новостройках.
— Еще недавно российские банки планировали выдавать ипотечные кредиты на покупку зарубежной недвижимости. Сдвинулось ли что-то в этом направлении и как бы вы оценили перспективы этого процесса?
Можно сказать, что в связи со сложностью для россиян получить ипотечный кредит во Франции, такое нововведение можно было бы только приветствовать, не забывая, однако, о том, что процентные ставки в банках Евросоюза на порядки меньше российских процентных ставок.
Но мы здесь, к сожалению, не располагаем подробной информацией о том, в какой стадии находился процесс выдачи ипотечных кредитов российскими банками на покупку недвижимости во Франции. Возможно, он так и не успел войти в полную силу.
Однако в связи с тем, что, как мы говорили, с 1 августа этого года ведущие российские банки попали в список санкций, обсуждать этот вопрос именно сейчас — по меньшей мере, преждевременно.